Секции Лермонтовского форума: взгляд юных исследователей на творчество поэта
15 октября в Институте Пушкина прошёл Международный Лермонтовский форум, посвящённый 210-летию со дня рождения Михаила Юрьевича.
После торжественной церемонии открытия и пленарного заседания работа продолжилась в формате секций.
Взгляд юных российских и иностранных исследователей из Института Пушкина, РУДН им. Патриса Лумумбы, СКФУ, НГУ им. Н.И. Лобачевского был направлен на актуализацию творчества М.Ю. Лермонтова в произведениях его современников и литераторов XX века.
Нина Самойлова рассмотрела творчество поэта как объект реминисценций в произведениях XX века и отметила, что характер обращения к литературному наследию М.Ю. Лермонтова может быть индивидуальным у разных писателей. Екатерина Леонова представила доклад о перцепции пушкинского и лермонтовского начал в лирике Игоря Северянина и продемонстрировала важность идеи литературной преемственности для этого поэта. Ольга Васиярова рассмотрела влияние лермонтовской традиции на творчество О.Э. Мандельштама, а Ксения Коваленко сравнила особенности темы маскарада в творчестве М.Ю. Лермонтова и Андрея Белого.
Лия Ермакова и Ева Жирнова проследили созвучные мотивы в произведениях М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и Данте «Божественная комедия» и провели параллель между судьбой Печорина и героя Данте: «Фатализм – это смирение, но если у Данте – это любовь к Богу и к Беатриче, то у Лермонтова – полная беспомощность в борьбе со своими пороками». Анна Чикина выявила, что черты античной трагедии проявляются не только в повествовании, но и в структуре стихотворения «Бородино», что позволяет М.Ю. Лермонтову «совмещать гражданский пафос и искреннюю позицию поэта из народа».
Артём Лютин сравнил проявления темы поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова и К.М. Фофанова. Дарья Тарасова рассказала об элементах мистерии в ранней драматургии Михаила Юрьевича, важным фактором которой является наличие символического подтекста. Ариадна Кабарина поделилась, как менялось философское восприятие войны в течение жизни М.Ю. Лермонтова.
Наталья Семигукова и Юлия Сапунова рассказали об эстетическом изображении Кавказа в лирике поэта и проследили трансформацию эмоционального пейзажа в творчестве писателя. Тему Кавказа как пространства экзистенциального поиска и постоянной борьбы продолжила Маргарита Никола, которая подробно рассмотрела специфику художественного пространства в поэме «Демон». Арина Михайлова представила доклад, посвящённый категории «Демон» в диалектике персонажей М.Ю. Лермонтова.
Аспирант из Китая Чжан Сяохуэй сравнил символическое значение и эмоциональную ценность образов «неба и земли» в поэзии М.Ю. Лермонтова и Ду Фу. Его коллега Жэнь Цзичжао осветил в своём сообщении восточную тематику в произведениях Михаила Юрьевича, а студент Чанчуньского университета из КНР Чжоу Фаньци рассказал о культурном влиянии творчества поэта на Востоке. Аспирантка из Поднебесной Чжан Цинь познакомила слушателей с исследованием многоязычного преподавания поэзии М.Ю. Лермонтова в условиях глобализации, а магистрантка Ду Шуи обратилась к перспективам изучения творчества М.Ю. Лермонтова в контексте преподавания русской литературы в Китае.
Модератором секции выступил заместитель декана филологического факультета, профессор кафедры мировой литературы Иван Леонов.
Благодарим молодых учёных за интересные доклады и первые шаги в науке!