Секции Лермонтовского форума: взгляд опытных исследователей на творчество и биографию поэта
15 октября в Институте Пушкина прошёл Международный Лермонтовский форум, посвящённый 210-летию со дня рождения Михаила Юрьевича.
После торжественной церемонии открытия и пленарного заседания работа продолжилась в формате секций.
Были рассмотрены следующие тематические направления:
– Художественный мир М.Ю. Лермонтова: взгляд молодых исследователей
– М.Ю. Лермонтов и русская культура: от классики к цифровой эпохе
– М.Ю. Лермонтов: аспекты биографии и творчества
– Личность и творчество М.Ю. Лермонтова в мировом культурном контексте
Доцент, ведущий научный сотрудник Института Пушкина Евгения Ростова представила феномен прецедентности лермонтовских строк в современных СМИ, сравнила их упоминание в словарях разных времён.
Доцент НГЛУ им. Н.А. Добролюбова Екатерина Ступина рассмотрела лермонтовский текст как знак риторического кода в современной речи. «Текст, включающий в себя элементы другого знакомого текста, запоминается лучше, отличается большим эффектом воздействия. Риторический код становится связующим мостиком между текстом и новым образом действительности», – отметила Екатерина Сергеевна.
Профессор Томского государственного университета Ирина Казанцева проследила связь между биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова и Б.К. Зайцева, отметив влияние Данте на произведения обоих авторов. Доцент ВГИКа им. С.А. Герасимова Илья Медовой выступил с темой «Генезис и эволюция формулы Покоя в поэзии М.Ю. Лермонтова и романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”», выявил частотность употребления слова «покой» и трансформацию этого концепта в творчестве М.Ю. Лермонтова, показал, как М.А. Булгаков использовал лермонтовские модели в своём произведении.
Преподаватель Педагогической школы имени Хыдыра Деряева Джерен Гульмурадова подчеркнула, что творчество М.Ю. Лермонтова в цифровую эпоху обретает новые возможности: аудиокниги, музеи с интерактивными композициями, а учитель минской гимназии №56 Елена Максимова сравнила феномен сатисфакции в эпоху Пушкина и Лермонтова и в наше время (на примере фильма «Сатисфакция» Анны Матисон и Евгения Гришковца).
Зоя Висковатова, потомок Павла Александровича Висковатова, автора первой биографии поэта, поделилась актуальными новостями о поисках утерянного архива М.Ю. Лермонтова: «Сегодня мы ищем родственников, используя как генеалогические сайты, так и ДНК».
Доцент Томского государственного педагогического университета Наталия Милевская прибегла к помощи искусственного интеллекта и попробовала воплотить в реальность мечту поэта о «цифре», протестировав, как нейросети воспринимают и анализируют те или иные образы из произведений М.Ю. Лермонтова. Доцент Дипломатической академии МИД РФ Елена Ершова обратилась к творчеству классика как к источнику текстов для курса преподавания РКИ для франкоговорящих учащихся.
Ведущий научный сотрудник ННГУ им. Н.И. Лобачевского Светлана Аверкина и аспирантка университета Александра Логинова рассказали о восприятии творчества А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова в немецкой критике второй половины ХХ века. Независимый исследователь Ида Андреева представила переводчика М.Ю. Лермонтова на вьетнамский язык Ву Тхе Кхоя. Профессор Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына Александр Кацев и доцент Университета Аита Султаналиева выступили на тему «Лермонтов М.Ю на киргизском языке и самиздат XIX века».
Доцент Ургутского филиала Самаркандского университета им. Рашидова Ирина Машенкова и главный хранитель Литературно-художественного музея Денисова Владимир Середа представили исследование лермонтовского следа в Тамбове на примере его поэмы «Тамбовская казначейша». Профессор Казанского приволжского федерального университета Альфия Галимуллина в своём докладе указала на влияние поэзии М.Ю. Лермонтова на творчество Рената Хариса.
Доцент университета Вшехница Польска в Варшаве Дорота Вальчак поделилась своим видением мотива иконы в поэме М.Ю. Лермонтова «Боярин Орша». Христианскую тему продолжил Кань Вэньфэн, аспирант Института Пушкина, который рассмотрел разнообразие образов монахов в творчестве Михаила Юрьевича. Доцент и главный научный сотрудник Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова в Пятигорске Екатерина Соснина выступила с докладом об образе Никитского монастыря в творческом наследии поэта, отметив, что впервые образ паруса возникает именно в живописном наследии Лермонтова (акварель «Парус»).
Модераторами секций выступили заведующая кафедрой русской и мировой литературы и культуры Российско-Армянского (Славянского) университета Лилит Меликсетян, доцент Института языков и культур имени Льва Толстого Наталья Бондаренко, доцент кафедры мировой литературы Института Пушкина Елена Петривняя, главный научный сотрудник Эльмира Афанасьева, заместитель декана филологического факультета, профессор кафедры мировой литературы Иван Леонов, заведующий кафедрой мировой литературы Александр Пашков и профессор кафедры Татьяна Савченко.
Как отметила Татьяна Константиновна, на секциях форума «связь времён восстановилась: не только Пушкин, но и Лермонтов – наше всё».
Благодарим всех спикеров за прекрасные выступления!